Основные международные и таможенные термины

Внешнеэкономическая деятельность — это разнообразная деятельность, связанная с международным обменом товарами, услугами, информацией и интеллектуальными правами. Она включает в себя внешнеторговую деятельность, инвестиции и сотрудничество в производстве.

Грузовая таможенная декларация (ГТД) — является одним из ключевых документов при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт и импорт). Она содержит информацию о грузе, его стоимости, транспортном средстве, отправителе и получателе. ГТД также служит заявлением об обязательствах участников внешнеэкономической деятельности перед законодательством РФ. Несоответствие данных в декларации и фактической информации может привести к задержке товара и необходимости переоформления декларации.

Декларант — это лицо или таможенный брокер, перемещающее товары через таможенную границу от своего имени, например, покупатель.

Инвойс (англ. invoice) — это документ, предоставляемый продавцом покупателю, содержащий информацию о товарах, их цене, условиях поставки, а также данные об отправителе и получателе. Инвойс подтверждает обязанность покупателя оплатить товар в соответствии с указанными условиями.

Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) — это международные правила, определяющие толкование наиболее распространенных торговых терминов в международной торговле. Эти условия договора международной купли-продажи представлены в международно признанном документе и регламентируют момент передачи права собственности на товар и ответственность за груз в пути.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации — это основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения торгового мореплавания на территории Российской Федерации.

Коносамент (Bill of Lading) — это договор перевозки и документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, подтверждающий право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет несколько функций, включая расписку о приеме груза для перевозки, описание состояния груза, договор перевозки и обязательство передать груз грузополучателю в порту назначения.

Коносамент сквозной — это договор морской перевозки, который выдается при перегрузке или перевалке груза на другой вид транспорта, часто используется в контейнерных мультимодальных перевозках. Этот коносамент освобождает отправителя и получателя от забот по перевозке груза, так как перевозчик, передающий груз другому перевозчику, выступает в качестве экспедитора.

Линейное судно — это судно, выполняющее регулярные рейсы между определенными портами. Грузовые партии на линейных судах обычно перевозятся мелкими партиями, и каждая партия сопровождается отдельным коносаментом.

Логистика — это стратегическое управление закупками, снабжением, перевозками и хранением товаров, а также управление информационными и финансовыми потоками в этом процессе.

Паспорт импортной сделки — это документ, используемый для контроля за валютными операциями между резидентами и нерезидентами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, а также в других случаях. Он помогает отслеживать валютные операции между сторонами внешнеэкономической сделки.

Перевозчик — это лицо, осуществляющее фактическую перевозку товаров и/или ответственное за использование транспортного средства. Под перемещением через таможенную границу понимаются действия, связанные с ввозом или вывозом товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный сбор — это платеж, который должны вносить участники внешнеэкономической деятельности за различные таможенные услуги, такие как оформление, хранение и сопровождение товаров.

Таможенные платежи включают таможенную пошлину, налоги (ввозные, НДС, акциз), сборы (за таможенное сопровождение и оформление) и другие платежи (внутренние налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины), которые взимаются таможенными органами в соответствии с установленными правилами.

Таможенная стоимость

Таможенная стоимость представляет собой фактические затраты, связанные с покупкой и доставкой товаров до места ввоза (или вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант должен предоставить следующие документы:

  1. Договор (контракт) и, если применимо, дополнительные соглашения к нему.
  2. Дополнительные сведения по требованию таможенных органов.
  3. Лицензия для товаров, импортируемых по лицензиям в соответствии с установленным порядком.
  4. Сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и другие соответствующие документы.
  5. Счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов, если они не были включены в счет-фактуру.
  6. Счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы, подтверждающие оплату, либо счет-проформу для условно-стоимостных сделок.
  7. Другие платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара.
  8. Таможенную декларацию страны отправления (если доступна).
  9. Транспортные и страховые документы, в зависимости от условий поставки.
  10. Упаковочные листы.
  11. Учредительные документы лица, перемещающего товары.

Таможенная территория представляет собой территорию, на которой полностью действует таможенное законодательство данной страны. В случае Российской Федерации таможенную территорию составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними.

Таможенное оформление (также известное как таможенная очистка или декларирование груза) представляет собой процедуру, установленную нормами таможенного законодательства, при которой товары и транспортные средства помещаются под определенный таможенный режим. Это важный этап, позволяющий регулировать перемещение товаров через таможенную границу и обеспечивать соответствие законодательству.

Таможенный брокер, также известный как таможенный представитель, является участником внешнеэкономической деятельности, который выбирается декларантом (заказчиком) для оказания посреднических услуг по таможенному оформлению товаров, включая уплату таможенных сборов и других сопутствующих процедур. Такую роль может играть только юридическое лицо, которое имеет прибыль в качестве своей основной цели. Важно отметить, что в России допускается только работа национальных таможенных брокеров, что отличает нашу страну от зарубежных законодательств в этой области. Компании, предоставляющие услуги таможенного оформления, должны пройти обязательное лицензирование от Государственного таможенного комитета РФ, иначе это будет рассматриваться как нарушение действующего законодательства.

Таможенные брокеры обладают множеством инструментов, которые облегчают и ускоряют таможенное оформление, что не всегда доступно даже крупным участникам внешнеэкономической деятельности. Поэтому многие грузополучатели и отправители предпочитают доверить таможенное оформление своих грузов профессионалам, чтобы получить гарантию качества, быстроты, минимальных затрат и защиты от ошибок при прохождении таможенных формальностей. Таможенный брокер также помогает заполнить пробелы в знаниях клиента о рынке таможенных услуг и подобрать наилучшие таможенные терминалы, таможни и перевозчиков, учитывая конкретные потребности товара и обеспечивая оптимальные цены и надежность. Компании, специализирующиеся в области таможенного оформления, обладают необходимыми связями и контактами, а также опытом прохождения таможенного контроля, что гарантирует успешное разрешение возникающих проблем.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, сборы и платежи на импортные, экспортные и транзитные товары, которые идут на пополнение государственного бюджета. Таможенные органы страны взимают эти пошлины при ввозе товара на таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, установленным в таможенном тарифе. Платеж таможенных пошлин является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный контроль представляет собой комплекс мер, осуществляемых таможенными органами, чтобы обеспечить соблюдение законодательства РФ о таможенных делах и других соответствующих нормативных актов. Таможенные органы отвечают за контроль выполнения этих законов.

Зона таможенного контроля представляет собой специально выделенную и обозначенную часть таможенной территории Российской Федерации, которая создается для осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, которая определяет набор требований и условий, включая порядок применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о регулировании внешней торговли. Также этот режим определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, в зависимости от намерений их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами. Участник внешнеэкономической деятельности имеет право в любой момент выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или происхождения товара.

Товары в таможенном законодательстве включают в себя все движимое имущество, включая валюту, валютные ценности, энергию (электрическую, тепловую и другие), а также транспортные средства, за исключением тех, которые используются для международных перевозок пассажиров и товаров. Под этот термин также входят объекты интеллектуальной собственности и транспортные средства, такие как воздушные, морские и внутренние суда, а также космические объекты, которые могут быть отнесены к недвижимому имуществу.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, это иностранные товары, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации до их выпуска для свободного обращения или фактического пересечения таможенной границы при вывозе, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.

Транспортными средствами в таможенном деле считаются все средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Упаковочный лист – это документ, который содержит полный список всех видов и сортов товаров, находящихся в каждом товарном месте (ящике, коробке, контейнере). Обычно он используется, когда в одной упаковке содержатся разные товары. Это дополнение к инвойсу применяется, когда отправляется большое количество различных товаров или когда количество, вес или содержание каждого отдельного места различаются. Упаковочный лист может представляться в виде комплектовочной ведомости, в которой указаны детали, узлы и агрегаты целой машины, упакованные в разных товарных местах, с описанием содержания каждого места.

Фидерное судно представляет собой небольшое судно, которое способно двигаться по относительно мелким глубинам. Они собирают контейнеры от пришедших линейных судов и выполняют свой маршрут для их доставки.

Фрахт, в морском праве, представляет собой условленную договором или установленную законом плату за перевозку груза. Этот платеж осуществляется отправителем груза или фрахтователем перевозчику.

Получите консультацию
специалиста

Оставьте заявку, и мы позвоним в течение 30 минут
Или звоните по телефону +7 (908) 449 17-60, если не хотите ждать
Нажимая кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных